понедельник, 6 апреля 2009 г.


Спонтанная речь является показателем образованности, интеллектуального развития человека.
Людям разных профессий я задала один и тот же вопрос: «Как влияют средства массовой информации на речь русского человека?». И каждый из них не предполагал, что для меня важно не столько содержание их ответа, сколько чистота и грамотность их речи, насколько связно они могут сформулировать ответ на вопрос. Ответы были самые разные (ответы были записаны на диктофон, не редактировались и приводятся в точном соответствии с тем, как было сказано):
«Э-э-э… я очень часто смотрю новости, познавательные передачи. Интересуюсь происходящим в стране и за рубежом. При этом развивается мой кругозор и речь меняется, мне кажется, в лучшую сторону. Я узнаю значения новых слов, слушая политиков, …э-э-э… ведущих программ …э-э-э…, значит различных, …э-э-э… корреспондентов, и это всё благодаря средствам массовой информации».
Механик
«Создание и восприятие нового в сфере политики, экономики, науки и техники. Совершенствование образованности, …э-э-э…развитие интеллекта».
Диспетчер
«Я считаю, что влияют положительно, потому что любой человек слышит совершенно чёткую, грамотную, членораздельную речь. …Э-э-э… эта речь правильна, с точки зрения русского языка, в общем-то, в каком-то смысле даже идеальная».
Психолог
«Я думаю, что средства массовой информации по-разному влияют на людей. Люди разные и информация бывает разная. У каждого человека есть выбор, что слушать, что смотреть. А в общем и целом средства массовой информации нехорошо влияют на неподготовленного слушателя».
Педагог
Как влияют средства массовой информации на речь русского человека?
«... м-м-м… улучшают нашу речь, …э-э-э… дают возможность узнать о происходящем в мире, э-э-э в стране».
Водитель
«Средства массовой информации влияют на-а-а повышение интеллекта человека, э-э-э… умение правильно ... м-м-м… изъясняться, правильно ставить ударения, …э-э-э… и в целом уметь .. м-м-м… хорошо говорить».
Заправщик автозаправочной станции

«Создание и восприятие нового в сфере политики, экономики, науки и техники. Совершенствование образованности, …э-э-э…развитие интеллекта». Диспетчер
«Я считаю, что средства массовой информации влияют как положительно, так и отрицательно. Положительно – …э-э-э… это передачи, которые учат нас хорошему, а отрицательно – передачи, которые ничему хорошему научить не могут. …Э-э-э… ухудшают нашу речь, а иногда даже поведение людей».
Инспектор по профессиональному осмотру

«Ну-у-у… если правильно статья написана, там… или какой-то репортаж, то нормально, положительно…».
Библиотекарь

«Средства массовой информации вносят в наш русский язык очень много заимствованных английских слов, которые в некоторых случаях обогащают нас, а в каких-то случаях наоборот».
Специалист по социальной работе
«Э-э-э… ну я считаю, что ну средства массовой информации играют важную роль в нашей жизни. Они оказывают как положительное влияние, так и отрицательное. …Э-э-э… современные программы …э-э-э… и фильмы, …э-э-э…, как бы в них, …э-э-э… частенько проскакивают нецензурные слова- а-а-а, что сподвигает (речевая ошибка) молодёжь на использование таких слов в своей речи, то есть они считают, что если так по телевизору делают, то можно и в жизни. А-а-а… ну если смотреть там высокообразованные передачи, допустим, канал Культура, очень хороший канал, то там достаточно хорошая речь, …э-э-э…что тоже, возможно, повлияет на человека, что вот говорят люди красиво, и я тоже так хочу».
Ученик 10 класса
«Ну… многие слова вошли, так сказать, из-за бугра. Вот. Если в средствах массовой информации раньше с этим было строго, то теперь, мне кажется, этому вообще не придают значения. Речь как-то коряво построена».
Секретарь

«Телепередача мне нравится «Умники и умницы», она хорошо влияет на молодёжь, в основном. Вот. А-а-а в газетах, в газетах тоже есть хорошее и плохое. А-а-а вот передача «Дом 2» - это, конечно, отвратительно, это вообще надо снять с телевидения, влияет на молодёжь нехорошо».
Повар

«Я думаю положительно влияют. Есть это передачи хорошие, познавательные там, поучительные, есть журналы хорошие для детей, для школьников, есть и газеты где это самое для школьного возраста очень поучительные, …э-э-э… ну и-и-и я думаю, кто читает, кто образованные, прилежные дети, которые хорошо учатся, я думаю, что они вот интересуются такими газетами, журналами и хорошими, такими вот поучительными передачами. А есть, конечно, отрицательные передачи, ну я думаю, если пример с них брать и употреблять вот эти слова нехорошие, то, конечно, это очень плохо повлияет».
Медицинский работник

«Я считаю, что современные средства массовой информации, особенно телевидение, радио, отрицательно влияют на формирование речи наших молодых людей, подрастающего поколения. Потому что у наших дикторов речь, дикция поставлена далеко не правильно, очень много слов-паразитов. А вот то, что творится на радио, это вообще, не передаваемо»
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе

«Считаю, что средства массовой информации, с одной стороны, влияют положительно, так как люди, например, очень часто смотрят телевизор, что, безусловно, влияет на их речь, но, с другой стороны, многие ведущие, даже политики, говорят неграмотно».
Переводчик
«Считаю, что …э-э-э… влияние положительное. В любой информации, даже в негативной, можно найти плюсы. И главное любить свою речь, русскую речь».
Администратор

Результаты данного опроса доказывают мысль о том, что человек, не привыкший говорить длинные речи, в отличие от профессионального оратора, испытывает затруднение всякий раз, когда ему приходится что-то рассказывать. И в тот момент, когда у него на языке не оказывается нужного слова, он использует слово-паразит, не давая речи оборваться молчанием, или использует пустые слова в качестве связки между смысловыми частями.
По ответам людей можно выстроить рейтинг самых часто употребляемых слов-паразитов. Итак, на первом месте оказались звуки-паразиты «э-э-э», «а-а-а», второе место заняла частица «вот», и не третьем месте расположилась частица «ну». Кроме того, опрашиваемые часто используют слова «как бы», «это», «там», «так сказать», «в общем» и пр.
Среди опрошенных мной людей самым грамотным оказался педагог. Его ответ был содержательным, четким, связным.

Комментариев нет:

Отправить комментарий